Десятый месяц
В этом возрасте ребенок пытается ходить, если держится за край кроватки или манежа, если вы держите его за обе руки. Некоторые крепкие дети уже в этом возрасте делают первые самостоятельные шаги, но у большинства это событие наступит позднее.
Не торопите малыша в естественном развитии из гордости и излишней любви к нему. Не сравнивайте его достижения с достижениями других. Всегда помните, что у каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача, задача родителей — вырастить уверенного в своих силах и любящего человека. Десятимесячный ребенок любит играть, показывая свое умение, например, в складывании кубиков, нанизывании колец пирамидки. Его два пальчика — большой и указательный, как пинцет, умеют захватывать мелкие предметы.
Правила безопасности
В этом возрасте также важно соблюдать правила безопасности при игре.
В течение первого года жизни новорожденный проходит несколько стадий развития. Сначала он полностью зависит от матери и живет у нее на руках, потом он начинает ползать, ходить, произносить первые слова и многое понимать. Как только малыш становится мобильным, у него возникает непреодолимое желание исследовать, открывать для себя окружающий мир. В этом возрасте ребенка не испортишь лавиной поцелуев, тисканий, улыбок, тут не может быть «слишком много». Не бойтесь открыто проявлять свою любовь и нежность, это необходимо ребенку, ведь именно в этом возрасте укрепляются невидимые нити, связывающие ребенка с матерью, именно теперь он узнает, насколько безопасен для него окружающий мир.
Сделайте свой дом безопасным для ребенка. Дисциплина на первом году жизни заключается в том, чтобы мягко направлять развитие ребенка и учить его избегать некоторых опасностей, которым он подвергается, как только начинает ползать по квартире. Если вы не хотите поседеть раньше времени и твердить на каждом шагу «нельзя», обеспечьте для малыша «контроль за окружающей средой». Для этого поставьте в комнатах барьеры, временные заграждения, чтобы он не мог добраться до запретных или опасных мест. Уберите подальше всякие безделушки, хрупкие, бьющиеся вещи, чтобы он до них не дотянулся. Тогда и вам не придется беспокоиться, и он не разобьет, не сломает чего-нибудь ценного. И самое главное: имейте в виду — все, что малыш схватит, он тут же тянет в рот.
Манеж хорош на первое время, только не надо им злоупотреблять; как только ребенок начнет ползать, ему понадобится простор для развития двигательных навыков. Пусть он свободно ползает по кухне или по гостиной, а кто-то из вас, занимаясь своими делами, одновременно присматривает за ним.
Переключайте внимание. Если ребенок занят не тем, чем надо, если взял какую-то нужную (или запретную) вещь, постарайтесь отвлечь его. Например, он гремит сковородкой, а она вам сейчас понадобилась. Дайте ему резинового мишку. Расхвалите новую игрушку, и сковородка моментально забыта. В этом возрасте ребенок легко переключается на все новое, и за полминуты вы решите возникшую «проблему». А можно просто взять малыша на руки и перенести на другое место. Прижмите его к себе, приласкайте, улыбнитесь и предложите новую игрушку, чтобы отвлечь его.
Учите, объясняйте и направляйте. Хотите верьте, хотите нет, но младенцев с первых месяцев жизни можно учить, особенно с того времени, как они начинают двигаться. Когда малыш становится подвижным и начинает хватать влажными ручонками вилку от настольной лампы, надо твердо ему сказать «нельзя!» и, строго покачав головой, повторить запрет. При этом уберите его ручку от электроприбора и объясните: «Будет больно, очень больно. Не трогай!» А потом возьмите его на руки и унесите в другой конец комнаты. После 5-6 таких попыток почти все дети приучаются не трогать электроприбор. Наказывать ребенка в таком возрасте бессмысленно. Единственное, чего вы добьетесь, это нарушения гармонии в ваших отношениях, ведь он еще не способен на дурные поступки.
Первые слова В этом возрасте ребенок совершенствует свои речевые возможности. Ему нравится произносить отдельные слоги, у некоторых детей они уже несут смысловую нагрузку — «дай», «бай-бай», «кис-кис». Конечно, самое большое одобрение и радость вызывает у мамы произнесение «ма-ма» пока с ударением на втором слоге.Пусть говорят, что это бессмысленное повторение, но посмотрите в глаза ребенку и вы увидите любовь.
На 10-м месяце жизни рекомендуется называть малышу имена окружающих — взрослых и детей, формировать способность к обобщению некоторых простейших понятий: показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же название, но внешне различные (например, куклу большую и маленькую). Необходимо беседовать с малышом во время одевания, умывания, игр, прогулок, называть окружающие предметы, соответствующие действия, напевать детские песенки. Говорить надо тихо, ласково, медленно, ни в коем случае не искажая слова, так как в этом случае ребенок не научится правильно говорить и приобретет плохой навык, от которого ему трудно будет отвыкнуть.
Некоторые нормально развитые дети начинают говорить позднее своих сверстников. Родителям не следует из этого делать «страшных» выводов. Разговаривать с малышом надо дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Необходимо добиваться, чтобы он называл вещи, кото рые ему нужны.
Большое значение для развития имеет спокойная семейная обстановка. Громкие разговоры, ссоры в присутствии даже такого маленького ребенка недопустимы.
Несколько слов о единственном ребенке в семье. Не редко он становится баловнем, привыкает всегда быть в центре внимания. Это плохо отражается на формировании его личности, делает капризным и требовательным Попав в коллектив, такой ребенок тоже рассчитывает на особое положение и болезненно переживает возникающие конфликты. Он вырастает плохо приспособленным к жизни.
Конечно, всего этого можно избежать, если строить воспитание разумно. Любовь должна выражаться не только в нежности, но и в требовательности, когда это необходимо.
Горшок
Подходящий момент для того, чтобы приучать ребенка к опрятности, никем не установлен. Некоторых детей поселе кормления, сна держат над горшком или тазиком буквально с рождения. Но усадить ребенка на горшок и добиться результатов можно, когда ребенок умеет уверенно сидеть.
Это может произойти и в 8-й в 10-й месяц. Считается что на 10-м месяце жизни нужно приложить усилия и приучать ребенка пользоваться горшком.
Обычно стул бывает в определенные часы, чаще утром. В это время и нужно начинать высаживать ребенка Необходимо следить, чтобы горшок был теплым и подходил по размеру.
Особенности сна
Суточный режим десятимесячного ребенка включает 4-5 кормлений, 2 дневных сна. Ночной сон — от 12 до 8 часов. Мало или много спит ваш малыш — это зависит от состояния нервной системы и индивидуальной потребности во сне.
Хорошо, когда ваш ребенок, проспав всего 8 часов, просыпается бодрым и веселым. А если плачет, капризничает — ищите причину дома и проконсультируйтесь с педиатром или невропатологом.
Будьте рядом, когда наступит время пробуждения ото сна вашего ребенка, возьмите его на руки, прижмите к груди, ласково поговорите. Эта порция утренней ласки особенна необходима мальчикам.
Если ребенок плохо засыпает, создайте дома щадящий микроклимат. Откажитесь от телевизора, шумных игр, общения со старшими детьми, купайте малыша ежедневно, в ванночку добавляйте настой ромашки или мяты, после купания сытно покормите — густой кашей или паровой котлетой. А в кроватку положите предварительно разогретый мешочек с чабрецом или таволгой. Запах этих трав поможет быстрому засыпанию и глубокому сну.
О том, что комнату нужно проветрить и не укрывать ребенка чрезмерно, вы, конечно, помните. В этом возрасте дети нередко начинают выражать протест против теплого одеяла и раскрываются. Используйте длинные ночные рубашки, застегивающиеся внизу, или сшейте легкий спальный мешочек.
Если ваш ребенок плавал в ванне, начиная с рождения, то и сейчас эта процедура по-прежнему доставляет ему радость, но умение стоять нарушает ее проведение. Стоять, держась за край ванны, становится для ребенка более актуальным.
|