Стерильными должны быть (и то в первый месяц жизни) только нижние распашонки и пеленки, прикасающиеся к еще не вполне зажившему пупку. Эти вещи надо каждый раз кипятить с детским мылом и проглаживать горячим утюгом. Остальное белье достаточно только стирать, и, если времени на глажение не хватает, можно спокойно обойтись и без него.
Утром надо прокипятить (5-7 минут) все бутылочки, соски, пустышки, которые понадобятся на день. А в течение дня, если пустышка, допустим, упадет на пол, ее достаточно ополоснуть кипяченой водой.
Вода для купания подлежит кипячению только в том случае, если она не водопроводная, но в первый месяц в сырую воду добавляют слабые дезинфицирующие растворы. Приготовьте заранее раствор марганцовокислого калия и добавляйте его в ванночку, чтобы вода стала нежно-розовой. Просто бросать кристаллики в ванночку нельзя — они долго не растворяются и, попав на кожу ребенка, могут вызвать ожог.
Детскую ванночку, даже если она совершенно новая, надо вымыть с мылом; так же поступите и с кроваткой, и с игрушками. Итак, не отступайте от девиза: «чистота — за&лог здоровья», но и не доводите его до абсурда!
Не надо лишних сложностей
Не старайтесь специально нагревать воздух комнаты к моменту купания: купать и переодевать ребенка можно и нужно при обычной комнатной температуре — плюс 20-22°С. Если, обмочившись, он продолжает вести себя спокойно, и вы знаете, что опрелостей у него нет, значит,можно до следующего кормления или прогулки не менять пеленок.
Первые прогулки по 10-15 минут малыш совершает на руках у матери на 8-10-й день жизни, а потом допустимо использовать для гуляния балкон, поставив коляску так, чтобы она была защищена от дождя и ветра.
Будьте внимательны к своему здоровью. Вы нужны своему малышу здоровой. Плохо, если в холодное время года вы, уложив малыша в соответствующей экипировке, будете на его первый крик выскакивать в том халатике, который на вас в теплой квартире. Казалось бы — минутное дело — успокоить ребенка. Холода вы не ощущаете, а если и ощущаете, то не обращаете внимания. А зря — любое переохлаждение после родов может стать причиной острого воспаления придатков матки.
Уход за ребенком окажется не слишком обременительным и сам по себе принесет вам много радости, если вы будете все делать разумно. А вот организация режима дня — дело потруднее. Его надо строить, учитывая ритмику жизнедеятельности детского организма и не только ее общие законы, но и особенности вашего ребенка.
Кому знать их, как не вам? Материнская интуиция — великое дело. А она дается опытом и наблюдением. Значит — внимание и еще раз внимание!
Первая оценка
Новорожденный младенец — удивительное существо. Он родился и его оценили по шкале Апгар.
Если ребенок сразу закричал и задышал ровно — получай 2 балла, если на личике только гримаса — 1 балл.
При частоте сердечных сокращений выше 100 в минуту проставляются 2 балла, ниже 100 — 1 балл.
Активные движения обеспечивают высший балл, а если ручки и ножки слегка сгибаются — 1 балл. Важным показателем является цвет кожных покровов. Если малыш розовый — 2 балла, бледный — 0 баллов, если си-нюшны только ручки и ножки — единица.
Максимальная оценка — 10 баллов редко выставляется. Спустя 4 минуты проводят повторную оценку по шкале Апгар. Если адаптационные возможности ребенка хорошие, то в течение этого времени его кожа розовеет, нормализуется дыхание и сердцебиение, возрастает мышечная активность. При оценке менее 8 баллов ребенку требуется медицинская помощь или даже интенсивная терапия.
Новорожденный появляется на свет с различными рефлексами, среди которых очень важный — сосательный. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 500-700 мл материнского молока. Он реагирует на запахи и маму узнает по приятному запаху молока.
Сосательный рефлекс является преобладающим и формируется еще до рождения, однако не все дети сразу берут грудь.
Среди малышей выделяются две группы: активно сосущие и ленивые. Активнососущий ребенок, как птенец, с открытым ротиком приближается к груди, сам находит сосок, сосет с удовольствием; поев, сам выпускает сосок и засыпает. «Ленивый», чаще вялый, ослабленный ребенок, пососав несколько минут, засыпает. Если его растормошить, он проснется и сделает еще несколько сосательных движений.
Кроме сосательного рефлекса у ребенка есть вкусовой рефлекс. Ему нравится сладкая водичка, а в ответ на кислое или соленое он сморщится, заплачет. Беспокойство вызовут и громкие звуки, он наморщит лоб как бы прислушиваясь. Ласковая речь, негромкая, мелодичная музыка, звуки, издаваемые игрушками, — приятны малышу, они благотворно влияют на его развитие. Укладывая ребенка спать, приглушите звуки в комнате, по возможности не ходите около его кроватки. Когда он заснет, нет необходимости создавать абсолютную тишину, но резкого шума, стука надо избегать.
Ребенок видит с первого дня, но зрение в первые дни в основном сводится к светоощущению. Движения глазных яблок не совсем координированы, внутренние прямые мышцы глаза развиты сильнее наружных, чем объясняется частое у новорожденных физиологическое косоглазие. Большинство новорожденных еще не фиксируют взгляд на предмете, хотя у некоторых детей эта способность ясно выражена.
Слезные железы развиты, но слезы при плаче почти не появляются.
Чувство осязания у ребенка развито хорошо. Прикладывание соска или пальца к губам, коже вокруг рта или щекам ребенка тотчас вызывает у него сосательные движения.Чтобы лучше развивался слух, нужно разговаривать с малышом, приучать его прислушиваться к звукам.Раздражение слизистой оболочки носа ватным жгутиком вызывает наморщивание кожи лба и чихание.
Примерный режим дня (от 1 мес до 2,5—3 мес)
Первый вариант
Кормление.............................................. 06.00
Бодрствование...................................... 06.00 - 07.00
Сон............................................................ 07.00 -09.00
Кормление.............................................. 09.00
Бодрствование...................................... 09.00 - 10.00
Сон............................................................ 10.00 -12.00
Кормление.............................................. 12.00
Бодрствование...................................... 12.00 -13.00
Сон............................................................ 13.00 - 15.00
Кормление.............................................. 15.00
Бодрствование...................................... 15.00 -16.00
Сон............................................................ 16.00 - 18.00
Кормление.............................................. 18.00
Бодрствование...................................... 18.00 -19.00
Ночной сон............................................. 19.00 - 06.00
Купание................................................... 20.45
Кормление.............................................. 21.00
Ночное кормление................................ 24.00 (или 03.00)
Второй вариант
Кормление................................................ 06.00
Бодрствование........................................ 06.00 -07.00
Сон............................................................ 07.00 -09.30
Кормление.............................................. 09.30
Бодрствование...................................... 09.30 -10.30
Сон............................................................ 10.30 - 13.00
Кормление.............................................. 13.00
Бодрствование...................................... 13.00 -14.00
Сон.............................................................. 14.00 - 16.30
Кормление................................................ 16.30
Бодрствование......................................... 16.30 -17.30
Бодрствование...................................... 20.00 -21.00
Ночной сон............................................... 21.00 -06.00
Ночное кормление.................................. 23.30 (или 02.00)
1. Если ребенок утром просыпается раньше или позднее указанного времени, соответственно изменяются часы кормлений, дневного или ночного сна, но сохраняются интервалы между кормлениями, длительность сна и бодрствования.
2. В течение этого возрастного периода длительность бодрствования увеличивается от 30-40 мин до 1-2 часа.
Для того чтобы определить, нормально ли развивается ребенок на первом году жизни, надо к показателям при рождении прибавить средние значения их нарастания за прожитый период.В дальнейшем темпы увеличения длины и массы тела еще более замедляются: за второй год жизни ребенок вырастает на 10-
Чем младше ребенок, тем больше укрепление его здоровья связано с воспитанием. И тому, и другому как нельзя лучше способствует рациональное питание, правильный режим, разумное чередование отдыха и движения.