Одиннадцатый месяц
Характер
В этом возрасте начинают более конкретно проявляться черты характера ребенка, который все больше превращается в определенную личность. Некоторые особенности поведения ребенка могут не нравиться родителям. Активный ребенок вызывает много хлопот, требует повышенного внимания.
Развитие ребенка совершенствуется: у него развивается память, он различает окружающих, начинает искать свои потерянные игрушки, выполняет простые распоряжения, отвечает на вопросы и просьбы «где?», «дай», знает запреты, при слове «нельзя» прекращает действия. Но нужно сказать, что это одно из самых нелюбимых слов.
Маму часто волнует вопрос: что делать? Малыш не умеет играть один, постоянно просится на руки. Что ж, побыть на руках у мамы, папы, бабушки — его право, это не только момент эмоционального общения, не только ласка, но и расширение познавательных возможностей ребенка. Сколько нового может он увидеть, если с ним походят по комнате, подойдут к окну!
Брать ребенка из кроватки надо, но не тогда, когда он уже заплачет (в этом случае образуется привычка добиваться своего плачем), а тогда, когда мама заметит, что он уже перестает играть сам, у него появились признаки усталости и нетерпения. Конечно, уловить этот момент нелегко. Да и вообще первый год воспитания ребенка самый трудный и самый ответственный: именно на первом году закладывается фундамент здоровья и психического развития.
Неуверенность в себе
Дети не терпят, когда им говорят «нельзя». Они сердятся, кричат, протестуют и, к сожалению, становятся еще более упрямыми. Конечно, недопустимо, чтобы дети пренебрегали нашими представлениями о том, что плохо и что хорошо, что опасно, что вредно.Дети неопытны, неразумны, многого не знают и наша обязанность учить их. Вредно употреблять слово «нельзя» для выражения своего нетерпения, а не из желания поправить ошибку малыша или предостеречь его, тем более вредно произносить это слово гневно, раздраженно, тоном приказа. Нужно помнить, что малыш находится в плену своих желаний, над которыми у него нет власти. Пройдут многие годы, прежде чем он научится управлять своими желаниями.
Поэтому не будем надеяться научить детей добровольно отказываться от своих желаний до определенного возраста. Они не поймут наши уроки ни с первого разъяснения, ни после гневного «нельзя», ни после взбучки.
Если надо ребенку что-то запретить, сделайте это по-дружески. Поправляя ошибку малыша, надо сохранить с ним добрые отношения и в любом случае не унизить его человеческое достоинство.
Неправильно произнесенное «нельзя!» угнетает ребенка и нисколько не уменьшает его желание. Резкие и настойчивые окрики «нельзя!», «нет!» вызывают у малыша чувство ущемленности, неуверенности и огорчения.
Запаситесь терпением и спокойно, доброжелательно объясните ребенку, почему нельзя делать то, что вы запрещаете. Не все родители способны на это, но если они постараются так себя вести с детьми, то со временем будут непременно вознаграждены.
Если все же вы не можете перестроиться, и ваша нервозная манера все запрещать сердит ребенка и настраивает его против вас, вознаграждайте его особенно нежной лаской в минуты, когда проявляете свою любовь Проявляя нетерпение и раздражительность при воспитании ребенка, мы никогда не добьемся послушания. Если малыш чувствует наше нерасположение к нему, то каждое наше замечание, каждый наш упрек становится для него все мучительнее.
Если же ребенок чувствует поддержку родителей и отношения у него с ними доверительные и откровенные, то упреки и замечания взрослых не выведут его из равновесия — он по-прежнему будет чувствовать себя уверенно.
Помните, что ребенок тогда становится послушным и уверенным в себе, когда родителям удается уравновесить свое недовольство ребенком со своим одобрением. Если у ребенка хорошие отношения с родителями, он спокойно отнесется к отдельным вспышкам гнева и не будет переживать из-за них, потому что он поймет правоту старших. Если ребенок постоянно не повинуется, нужно предпринять все меры, чтобы успокоить ребенка, улучшить ваши взаимоотношения. Не следует без всякой причины хвалить его, но нужно постараться, набравшись терпения, не ругать его всякий раз, когда он этого заслуживает. Мы должны выражать свое недовольство, но делать это нужно мягко, между прочим и перестать считать непослушание ребенка столь важным. Это поможет ему обрести уверенность в себе. Ребенок почувствует наше доброе расположение к себе и меньше будет нам противоречить.
Это чувство можно сравнить с ощущением страха. Страх, неуверенность в себе проявляются по-разному: ребенок может чувствовать себя несчастным, может стать робким, озлобленным, плаксивым, беспокойным, раздражительным, неконтактным. Неуверенность в себе может проявиться либо в крайней решительности его действий Для достижения цели, либо в полном безволии.
Специалисты рекомендуют не огорчать своих детей, признать за ними большую свободу действий, чтобы у них не появилось чувство неуверенности в себе.
Ребенок может страдать от страха, что его не любят, накажут, прогонят, не будут разговаривать и др. Он ссорится с товарищами, не может жить в мире с родителями, не уверен в их добром расположении.
Дети видят, что родители иногда их любят, а чаще бывают грозными, нетерпеливыми. Лучший способ дать детям почувствовать, что мы их любим, что мы всегда рядом и готовы прийти на помощь — это проявить безграничное терпение. Родительская любовь ничем так не подтверждается, как терпением. Желание понять ребенка и предоставить ему столько свободы, сколько необходимо для нормального развития, проявляется в каждодневном терпении. Мы сами должны избавляться от напряженности, тревоги и неуверенности в себе и тогда скорее от этих неприятных чувств освободятся и наши дети.
Развитие речи
По интенсивности умственного развития одиннадцатый месяц жизни у ребенка самый насыщенный. Именно в этом возрасте ребенок скажет первое осмысленное слово. Трудно сказать, что это будет: «ба-ба», «ма-ма» или «па-па», но это будет очень приятно услышать всем родителям. Не огорчайтесь, если ваш ребенок заговорит позднее. Наберитесь терпения и продолжайте вести разговоры с ним, называйте предметы и свои действия своими именами, предлагайте малышу повторять за вами отдельные слова, читайте ему детские стихотворения, показывая рисунки в книжке, объясняйте, что на них изображено. Показывайте ему его фотографии и близких ему людей, слушайте вместе музыку, напевайте и танцуйте с ним. Это нравится детям так же, как нравятся и совместные игры вроде «ладушек», «пряток» и др.
Готовимся шагать
В физическом развитии также отмечается прогресс. Малыш подолгу может стоять, сам садится и встает, поддерживаемый за ручки или под мышки делает первые шаги. В скором времени он сможет начать передвигаться, держась то за один, то за другой предмет, а если упадет, ударится, то будет побаиваться смелых движений какое-то довольно длительное время. Зато вместо ходьбы будет скоростное ползание.
В связи с тем, что ребенок готовится к ходьбе, позаботьтесь о соответствующей обуви. Она должна быть из натуральных материалов, мягкая, с гнущейся подошвой.
Обувь должна быть слегка свободной, чтобы ребенок мог производить движения стопы. Обувь не должна мешать ноге расти.
Когда вы будете покупать обувь, выбирайте кожаные ботиночки с округлым носком такого размера, чтобы между краем ботиночка и большим пальцем было свободное пространство, примерно 1 см. Примерьте оба ботиночка, так как возможен разный размер и у ботиночек, и у ног.
Зубы и особенности питания
К году жизни у малыша прорезываются уже 6 зубов, поэтому в питании возможны изменения. Питание становится четырехразовым — по 220 г каждое.
В этом возрасте уже можно давать не овощное пюре, а картофелины, размятые на небольшие кусочки. Попробуйте дать кусочек свиного сала, которое тает во рту или кусочек банана, предлагайте ребенку кусочек хлеба, печенья.
В этом возрасте уже можно иногда давать ребенку пищу, которую готовят для остальных членов семьи. Дети, которым приходится слишком долго питаться протертой или сильно измельченной пищей, часто имеют плохой аппетит, и когда им предлагается обычная пища, — они от нее отказываются, так как не хотят жевать.
Ребенок ничего не ест
Самая банальная, самая частая причина плохого аппетита — нарушение режима питания. Следует знать, что у Детей в этом возрасте аппетит не всегда одинаков. Это особенно относится в нервным, впечатлительным детям: какой-то период ребенок может есть охотно, потом вдруг без видимых причин теряет интерес к еде, а в один прекрасный день снова начинает есть с аппетитом.
Но если родители станут давать ребенку что-нибудь между кормлениями и, что хуже всего, кормить насильно, с уговорами и порицаниями, ничего хорошего не получится. У ребенка закрепляется негативное отношение к еде, и дело может дойти до привычной рвоты.
Надо учитывать и психологические особенности возраста. Для грудных детей чувство голода — доминанта; когда пришел час кормления, ребенок будет плакать, пока ему не дадут есть, и никакой погремушкой, никакой песенкой его не отвлечешь. А годовалый, тем более 2-3-х летний, увлекшись игрой, может забыть о еде. Поэтому нельзя резко отрывать ребенка от игры и тащить к столу. Надо дать ему время успокоиться, переключиться.
Кстати, «игровая доминанта» иногда облегчает популярную родительскую уловку: ребенка начинают во время еды отвлекать игрушками и, воспользовавшись тем, что его внимание поглощено новой машинкой или звенящей юлой, запихивают ему в рот ложку за ложкой...
Конечно, такая еда хуже усваивается, формирует привычку играть за обеденным столом. А как же все-таки быть? Повторим, что к случайному, нестойкому снижению аппетита надо относится спокойно. В такие периоды чаще давайте ребенку его любимые блюда, уменьшите порции, ведь когда есть не хочется, вид полной тарелки неприятен.
Из тех же соображений не ставьте на стол первое и второе. Постарайтесь покрасивее оформить блюда — пюре, допустим, уложить горкой, украсить звездочками из моркови, веточками укропа, на кашу положить ягоды, полить ее сиропом, суп подать в красивой тарелке.
Известна поговорка «когда я ем, я глух и нем». В ней есть, конечно, рациональное зерно, но не будем понимать ее буквально. Ребенок должен знать, что говорить с набитым ртом нельзя. Но ведь кормление — это и момент общения с ним. Спокойный, ласковый разговор просто необходим.
Можно поговорить и на «отвлеченные темы», можно сымпровизировать маленькую сказку о каше, супе или о том, как выросла картошка, из которой приготовлено пюре.
Не кормите детей насильно!
Насилие при кормлении ребенка часто сопровождается рвотой.
Если пищу постоянно всовывают в рот ребенку насильно, он становится нервным, капризным, он не может переварить ее и уже во время кормления выталкивает пищу со рвотой, которая может стать постоянной привычкой.
Лучший способ предупреждения постоянной рвоты — не кормите ребенка насильно.
Кормите ребенка в спокойной обстановке, с лаской, никогда не заставляйте его есть, когда он больше не хочет, пощадите его еще не окрепшую нервную систему, и вы научите ребенка есть с удовольствием.
Если вам удалось сохранить грудное вскармливание, используйте его как десерт и постепенно отучайте малыша от груди.
Левша
В этом возрасте малыш совершенствует свои навыки в освоении ложки. Если у родителей создается впечатление, что ребенок будет левшой, не следует ему запрещать пользоваться левой рукой. Попытайтесь спокойно переучить ребенка.
Истоки леворукости заключены в особенностях функционирования головного мозга. Известно, что правое полушарие «отвечает» за движения левых конечностей человека, а левое — правых.
Левое полушарие управляет речью, письмом, счетом, памятью на слова, логикой. Правое — воспринимает музыку, распознает целое по части, обеспечивает ориентацию в пространстве.Люди рождаются с преимущественным развитием одного из полушарий. Считается, что это связано с положением зародыша в теле матери. Именно здесь происходят какие-то нарушения симметрии организма, делающие ребенка правшой или левшой.
По поводу переучивания леворуких людей существуют разные мнения. Наиболее распространенным считается то, что переучивать левшу нельзя. Это травмирует психику ребенка. Но если леворукость выражена слабо, то переучить ребенка не составит труда. Это нужно делать сначала дома, аккуратно, без насилия предлагая ребенку взять в правую руку ложку, кисточку для раскрашивания, пластилин.
Необходимые малышу игрушки и предметы кладите всегда справа, дайте ему самому выбрать оптимальный, удобный для него вариант.
Не раздражайтесь, если малыш все же предпочитает левую руку, посоветуйтесь с психиатром и, если к школе вы не переучите ребенка, не мучайте его и сами успокойтесь. Именно к этому возрасту леворукость сформируется окончательно.
|